- Автор Елена Орлова, ИРЦ "Правовой простор"
- Опубліковано в Успешная практика
- 0 коментарі
Для жительницы Славянска расторгнуть брак с мужем, который остался в так называемой ДНР и оформить пособие на детей оказалось делом непростым. И на из-за судебных препонов, а из-за прихоти председателя квартального комитета. Юрист Славянского офиса Сети правового развития выявила не только незаурядные профессиональные, но и детективные способности, чтобы помочь женщине установить законность.
В офис при Агентстве демократического развития Донбасса Марина* обратилась в конце июня 2016-го с просьбой помочь ей оформить пособие на детей. Их у 31-летней жительницы Славянска двое: 3 и 10 лет. Марина рассказала, что она – переселенка, раньше жила в городе Горловка, которое сейчас находится на неподконтрольной Украине территории. Там же остался и ее муж, с которым она хочет расстаться, но не знает, как это сделать. Также добавила, что мужчина с его слов выехать не может, из-за того, что потерял паспорт.
Юрист Елена Солошенко пояснила, что по заявлению женщины решение о разводе будет принято заочно, а затем и помощь на детей можно будет оформить как одинокой матери. Якобы все просто. Но в действе появился неожиданный «всемогущий» персонаж.
«Квартальная» и ее собственные правила
Дело застопорилось на этапе, когда Марина оформляла справку о составе семьи. В этом женщине отказала председатель квартального комитета. По словам Марины, она объяснила свой отказ тем, что по закону и в соответствии с распоряжениями горсовета и управление соцзащиты, чтобы оформить справку о составе семьи, нужны показания соседей из подъезда, где Марина живет с детьми. По какому именно закону, и почему в качестве свидетелей не подходят, к примеру, соседи из других подъездов или из ближайших домов, категоричная дама не объяснила.
Выслушав историю и узнав, что таким образом «квартальная» отказала в справках еще нескольким женщинам разного возраста и с разным составом семьи, юрист Елена Солошенко 1 июля сама отправилась пообщаться с председателем квартального комитета. Та оказалась женщиной суровой и несговорчивой. На просьбу предоставить письменный отказ о выдаче справки, категорически отказала. Однако и юрист так просто не сдалась. Сначала включила видеокамеру на телефоне и начала фиксировать диалог. На угрозы «квартальной» вызвать участкового отреагировала спокойно – другое дело, что полицейского не оказалось на рабочем месте. А когда тот таки пришел, был похож не на милиционера, а скорее на «парня с улицы»: был одет не по форме, да еще и с пластиковым бокалом напитка, который очень напоминал пиво.
- На мою просьбу оформить протокол отказа на выдачу справки участковый сказал, что она («квартальная») мне ничего не должна, и что он ничего оформлять не будет. Я в свою очередь сделала замечание участковому, что его вид не соответствует облику сотрудника полиции и вызвала наряд через 102. «Квартальная», ее секретарь и участковый в течение 5 минут собрались и пошли в неизвестном мне направлении. Вызов пришлось отменить... - рассказывает подробности этого почти детектива Елена Солошенко.
Обращение, комиссия, жалобы... и вновь соседей подавай!
Далее юрист составила письменное обращение в местное управление труда и соцзащиты, а также в отделы соцполитики и обращения граждан. Подробно описала ситуацию и потребовала разобраться с проблемой, которая сложилась. Апеллировала юрист тем, что в нормативно-правовых актах, законах, постановлениях и т. п. нет описания или толкования, какие именно соседи должны быть свидетелями. Есть только бланк данной справки, утвержденный Минюстом и слова в нем: «говорят соседи».
Ответ пришел в течение недели. Чиновники отчитывались, что исследовали ситуацию, а действия председателя квартального комитета признали неправомерными. Чтобы проверить фактический адрес проживания Марины с детьми, была собрана комиссия в составе заведующей микрорайоном, «квартальной» и ее секретаря.
Однако они вновь стали настаивать на присутствии соседей для свидетельства. Получив отказ, члены комиссии подписались под документом, но отметили, что место фактического проживания ими подтверждено без присутствия соседей.
И снова юристу пришлось писать жалобу в те же ведомства. В конце концов, в ответ на неё офис получил объяснение, что действия комиссии были неправомерными, и что среди квартальных прошла разъяснительная работа по поводу концепции их труда и необходимости выдавать справки в определенный Законом Украины срок.
- Согласно выданному акту проверки и в результате работе работника офиса девушка получила помощь как одинокая мать вовремя - с учетом тех обстоятельств, что она пропустила свою дату оформления в связи с неправомерными действиями председателя квартального комитета, - скромно завершает свой рассказ Елена Солошенко.
А на наш взгляд, это была не просто обычная работа по предоставлению безоплатной правовой помощи. И, думаем, вы с нами согласитесь.
Перевод Динары Касымбековой.
P.S. Офисы Сети правового развития созданы и работают при поддержке программной инициативы «Права человека и правосудие» Международного Фонда «Возрождение». Подробнее о деятельности сети, основах и принципах работы, читайте на сайте «Правовой Простор».
Взгляды, отраженные в этом материале, принадлежат его авторам и могут не совпадать с мнением Международного фонда «Возрождение».
Схожі матеріали (за тегом)
- В Донецкой области обсуждали адаптацию ВПЛ в громадах
- Как переселенцам, студентам вузов обратиться за социальной стипендией
- Справки переселенцев стали бессрочными
- В Донецкой области общественные активисты помогают переселенцам, которые живут с ВИЧ
- Кабмин улучшил схему получения помощи переселенцам, но потребовал «декларирование непричастности»